Новые КоАП и ПИКоАП: ключевые выводы подкаста
Совсем недавно закончилось общественное обсуждение проектов новых КоАП и ПИКоАП. Действующему КоАП уже 12 лет, и изменения в него вносились довольно часто – кодекс насчитывает порядка 80 редакций. Видимо, чтобы очередной раз его не менять, законодатель решил принять новый КоАП, а где новый КоАП – там нужен и новый ПИКоАП.
11 июня редакция журнала “Юрист” поговорила с Елизаветой Ярмош, кандидатом юридических наук, адвокатом и партнером АБ “Хмылко, Ярмош и партнеры”, о том, каких изменений стоит ждать от новых кодексов, а что осталось без внимания законодателя.
Ключевые выводы подкаста:
- Статья 3.5 КоАП “Вина юридического лица” исключается. Данной статьей предусмотрено (пока еще), что юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что этим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
- Разъяснениями налоговой можно “прикрываться”. Проектом в примечание к главе 14 КоАП (нарушения против порядка налогообложения) введена норма, согласно которой не является административным правонарушением <…>, допущенное вследствие исполнения разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных плательщиком, налоговым агентом или иным обязанным лицом в письменной или электронной форме. Впрочем, похожая норма есть и сейчас в п. 3 ст. 55 НК, но касается она только начисления пеней на неуплаченную сумму налогов.
- 50%-ная “скидка” на штраф актуальна и для юрлиц в том числе. При условии добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо при исполнении возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.
- Хорошая новость для перевозчиков. Как сейчас: по ст. 14.5 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) ответственность наступает просто за недекларирование. Как планируется (по проекту это будет ст. 15.5): административная ответственность за недекларирование наступает в том случае, если это послужило (могло послужить) основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера и т.д. То есть суть новой редакции в том, что для ответственности нужны и некие последствия, а не просто ошибка в документах. Механизм освобождения от ответственности по ст. 14.5 есть и в ныне действующем КоАП, но он довольно сложный и требует соблюдения ряда условий.
- Проектом установлен месячный срок на возврат валютной выручки при завершении внешнеторговой операции (ст. 12.14 проекта КоАП). Сейчас такого срока нет (ст. 11.37 КоАП “Превышение сроков проведения внешнеторговых операций”).
- В целом проектом КоАП смягчены санкции за некоторые “предпринимательские” составы.
- Что осталось без внимания или без изменений: пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам (такого механизма не предусматривается), разграничение длящихся и повторных правонарушений (остались без изменений), 6-месячный срок на обжалование вступившего в силу постановления (остался без изменений).
Источник здесь